МОДУЛЬНАЯ ШКОЛА |
Логика | Гостевая | Песни | Вызов | Резюме | Ленинград | Олимпламя |
|
статья Татьяны Ященко (X-файл отечественной педагогики)
Татьяна Ященко Специальный корреспондент «Учительской газеты» МОДУЛЬНАЯ ШКОЛА Все несчастливые школы похожи друг на друга. Каждая счастливая школа счастлива по-своему. Все смешалось в четвёртой школе. Завуч не составляет расписание, учителя не заполняют журналы, а у детей нет дневников. Когда я сюда попала, школьники переносили парты из одного кабинета в другой, а учителя обсуждали вопрос: долбить ли в стене дыру… Но лишь непосвящённому могло показаться, что в школе - день непослушания или бунт. Напротив, здесь через внешний беспорядок устанавливается внутренний порядок. Об идее модульной школы впервые я услышала два года назад. Детские фантазии о школе будущего со стеклянными крышами, зоопарками и аэродромами показались мне тогда более реальными, чем эта, без особых архитектурных претензий (хотя и они не помешали бы) школа, коренным образом меняющая течение учебного процесса. Ведь для того, чтобы построить новую школу нужно сломать старые стереотипы, возраст которых не годы, не десятилетия – века. Поэтому и не верилось, что основоположнику школы, которую мы сейчас имеем - Яну Амосу Коменскому - брошена перчатка. Сразу же захотелось об этом написать, но, как добрый молодец из сказки, остановилась я на перепутье: по какой дороге пойти? Описать саму идею? Автор её - Алексей Алексеевич Ратушный - в своё время сокращал свой материал на эту тему, чтобы он поместился на двух страницах местной газеты. В небольшой статье всё не расскажешь. Поведать о том, что происходит в 4-ой школе? Да, но это лишь первые шаги. Показать трудности, с которыми сталкивается эксперимент? Тогда за кадром окажется сама идея. В конце концов, я выбрала самый журналистский путь: побывать на всех дорогах сразу, и описать лишь свои впечатления и наблюдения, на полный отчёт и анализ не претендующие. "Пора навести порядок!" Изречение это у нас очень популярно, но каждый вкладывает в него свой смысл. Для кого-то это означает, что мысли у всех должны быть одинаковы, как на параде, для кого-то – безупречную чистоту в школе и тишину на уроке. Для А.А. Ратушного порядок - это чёткая, до мелочей продуманная отработанная технология, где всё взаимосвязано и взаимозависимо, где нет нервирующих срывов, авралов и т.п. В общем, отлаженная работа организма: четкий пульс, нормальное кровоснабжение, ритмичное дыхание. К примеру, замены и перестановки в расписании очень мешают работе. В 4-ой средней проблему эту решили быстро и просто. Завуч здесь не составляет расписание(и все наконец-то вспомнили, что главная функция завуча - методическая работа). Диспетчер не перекраивает его, а следит, чтобы оно бело неизменным. Разработано несколько техник замен, чтобы уроки шли без срывов. Для этого учителя заранее пишут поурочные планы. Наконец-то педагоги поняли, зачем нужен этот, в условиях обычной школы сизифов труд - чтобы в случае твоей болезни любой мог провести урок по плану. За первую четверть пропало 579 уроков, за вторую (то есть, с момента ввода эксперимента) - ни одного. Ленивцы лишены возможности порадоваться болезни учителя - урок состоится в любом случае. Во вторую смену труднее учить и учиться. Поэтому (без увеличения площадей) школа перешла с двух смен на одну. Но в два потока. Каждый день четыре урока по 35 минут (перемены 10 минут) у первого потока, затем большой перерыв и снова четыре урока по 35 минут у второго потока. Занятия здесь кончаются к двум часам. Сделано всё, чтобы учителю было просторно в пространстве. Дневники и журнал заполняют дежурные. Опаздывающие на урок идут в кинозал или библиотеку, где могут сами работать по теме под руководством дежурного педагога. Из неуспевающих 6- и 7-классников создан класс выравнивания. Введён экстернат. Все предметы, поделены на 4 модульных группы: социология, естествознание, математика и языкознание. Кроме того, существуют модульные группы начальной школы, физкультуры и НВП. Обучение по интегрированным программам. Вместо дневников у учеников учебно-трудовые книжки. Это лишь некоторые общие идеи, каждая из которых имеет свою технологию и требует более детального объяснения. До недавних пор у нас было так и в школе, и на производстве: добросовестный человек хорошо работает, недобросовестный – плохо. И лишь недавно начали создавать условия, при которых и недобросовестный вынужден и заинтересован работать хорошо. «Педагогический брак страшнее производственного; люди - не гайки, их заново не выточишь» Каждый ученик имеет право на хорошего учителя. Школе необходима система, гарантированная от брака. И в этом главная задача модульной школы. В ней создаётся такая технология, при которой плохо работать невыгодно. Традиционная школа в отличие от модульной не готова к самым обычным осложнениям. Предполагается, что уроки у нас не срываются, и учителя и дети не болеют. В модульной школе восемь вариантов замен гарантирует стабильность даже при эпидемии гриппа. Жёсткий модуль - обязательные предметы, полужесткий - тоже обязательные, но ученик может выбрать форму обучения. Например, тот, кто занимается в музыкальной школе, не обязан посещать обычные уроки музыки. То же самое с уроками труда, физкультуры, изобразительного искусства. И, наконец, гибкий модуль - необязательные занятия по интересам. Он возможен в полном объёме лишь в условиях учебно-производственного воспитательного объединения (УПВО), где деятельность всех учебно-воспитательных учреждений взаимосвязана и скоординирована. Эксперимент по внедрению УПВО в Урае начат совсем недавно, поэтому локально-экспериментальная площадка в 4-ой школе не может пока продемонстрировать всех своих преимуществ. "У нас редко бывают педсоветы потому, что педсовет идёт постоянно", "В школе потому нет экзаменов, что каждый урок – экзамен!» «Нам не нужны элитарные школы, элитарными должны стать все школы", Поначалу я пыталась записать все афоризмы А.А. Ратушного, но вскоре поняла, что занятие это бесполезное. Их оказалось слишком много. Реакция на многие высказывания А.А. Ратушного была сначала: "Да как вы потом «А впрочем…», и наконец: "А ведь действительно!» Казалось, что все нововведения модульной школы посягают на непоколебимые устои школьной жизни. Но потом становилось ясно, что ниспровергаемое - те же атавизмы и рудименты, настолько привычные, что школа без них как бы и не школа. Хочу быть правильно понятой. Модульная школа - это не категорический отказ от всего хорошего и прогрессивного, наработанного педагогикой. Никто ничего не собирается разрушать до основанья. Убираются лишь отжившие, тормозящие факторы. Любопытно, что школу будущего здесь начали создавать, меняя не само содержание, а форму работы. Новое содержание стало приходить само. Сокращение уроков до 35 минут поставило учителя перед необходимостью интенсифицировать учебный процесс, создавать новые интегрированные программы, применять новые методы, делать свои маленькие открытия. И ведь справляются! В модульной школе стало больше времени на свободное развитие и учителей, и учеников. Педагоги с удивлением обнаружили, что можно три дня в неделю вести уроки, а три - заниматься методическим совершенствованием. Восприняв сначала в шутку мысль о том, что русский язык и литературу должны вести разные учителя, теперь увидели сами: внутренняя логика этих предметов разная и преподаваться они должны по-разному. Невольный перенос из модуля языкознания в модуль социологии и наоборот не на пользу ни русскому языку, ни литературе, Стереотипы мышления ломаются медленно и болезненно. Были слезы, были ссоры, но все учителя, с которыми я беседовала, тем не менее, были за модульную школу, и никто не хотел возвращаться к старому. Поиски в школе - это трудно (особенно для тех, кто долго проработал в традиционной школе), это хлопотно, но это интересно и это необходимо к новому почину. Заметим, идея прижилась в самой «неблагополучной» школе. До введения эксперимента здесь возникла кризисная ситуация, директор (который, превратился кстати, из ярого противника нововведений в главного сторонника) собирался увольняться. Надо отдать должное мужеству и учителей и директора, и руководителей горкома партии, не просто взявших на себя ответственность и согласившихся на эксперимент, а просивших его провести. Ведь, как сказала учительница математики В. Севрюгина, «надо же срочно что-то менять, жить по старому дальше нельзя». Конечно, психологию, создаваемую десятилетиями, в миг не изменишь и поэтому идеальная в своей законченности и логичности идея А.А. Ратушного наталкивается на непредсказуемые вещи. К примеру, создали межшкольные кафедры: учителя объявили темы, которые их интересуют, к ним записались ученики из всех школ города. Никто не мог предположить, что тут появится своеобразная "ревность"? "Ах, ты к другому записался, получай двойку!" Но все эти трудности преодолимы. На то и эксперимент, чтобы их выявлять. И что ещё важно, модульная школа не просто построена в духе ВНИКовской концепции, но и развивает её. Ведь любую прекрасную мысль можно довести до абсурда, Хотя бы о выборности учителей. Чтобы дети сравнивали не фамилии или манеру одеваться, а умение вести урок, нужна технология. Варианты разрабатываются в 4-й десятилетке. На этом можно было бы поставить точку если бы не сомнение: не превратилась бы идея при тиражировании в школу только жёсткого модуля. Ведь по мысли автора жёсткий модуль необходим не для сверхрегламентации и сверхорганизации - для нормального порядка, при котором время и силы и детей, и педагогов высвобождается от массы ненужной работы для главного – для развития личности. Модульная школа существует. Пусть пока она и далека от задуманного, но первые шаги делает уже сегодня, для этого совсем не обязательны сверхъестественные расходы и сверхталантливые учителя. В ряду авторских школ появилась ещё одна школа учителя Ратушного. город Урай, Тюменской области, декабрь 1988 года Примечание: Данная статья не была опубликована, поскольку сам Е.Б. Куркин просил Матвеева (редактора «Учительской газеты») придержать этот материал. Позднее идеи модульной школы и многие детали проекта он опубликовал не особенно обременяя себя ссылками на автора и разработчика. Например: Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. Издательство "Педагогика-пресс", Москва - 2001 г. На 320 страниц текста при обширном списке литературы Ратушный упомянут аж дважды (но не в списках литературы). Оказалось, что понятие "мульттиплет" - прижилось с моей "легкой руки" (стр.222), и оказалось, что я автор идеи подростковой модульной школы (стр.180). Но правда о загубленном эксперименте в школе №4 еще прорвется к читателям. |