МЕРЦАЮЩИЕ |
КАТАЛОГ АУДИОФАЙЛОВ | УКРАИНСКИЕ ШАХМАТЫ | ВЫЗОВЫ | КАРТА САЙТА | CHATURANGA |
|
Copyright , А. А. Ратушный Мерцающие шахматы Surmico-edition, Uray, 1992
МЕРЦАЮЩИЕ ШАХМАТЫ ФОРМЫ МЕРЦАЮЩИХ ШАХМАТ [краткое изложение] Мерцающие шахматы имеют тысячи форм! В первую очередь отмечу четыре основных класса: 1. Пульсирующая и 2. Последовательная А. Приоритетная и В. Не приоритетная Четыре соединения этих пар форм и порождают четыре главных класса игр. I.Пульсирующая приоритетная II.Последовательная приоритетная III.Пульсирующая не приоритетная IV.Последовательная не приоритетная В пульсирующих формах все фигуры совершают только те ходы, которые уже имеются в исходной позиции. Так ладья в начальной позиции не имеет хода и остается на месте. В последовательных формах фигуры могут совершать ходы, которые только еще предстоит "открыть". Так та же ладья может пойти на а3 после а2-а4. В приоритетных формах все фигуры имеющие ход обязаны совершить ход.В последовательных формах игрок сам решает, какие фигуры двигаются, а какие остаются на месте. Самая развитая из этих четырех классов игр - последовательная не приоритетная форма. Ее и описывает Евгений Гик под неверным "логином" - "последовательные шахматы". Именно в эту формы игры на доске 8 х 8 я и зову поиграть Гарри Каспарова . А он делает вид что я его не замечаю... Далее есть два основных вида досок, на которых может строиться игра: гексогональные и ортодоксальные. Далее: игра может вестись на различных по размерам досках: 3х3, 4х4... короче: n х n при любых значениях n. Не побоимся повториться и скажем немного другими словами! Приоритетные формы предполагают обязанность играющего сделать ходы всеми фигурами имеющими право хода в стартовой позиции хода. Не приоритетные формы на этом не настаивают. Пульсирующая форма требует делать только такие ходы, которые возможны в стартовой позиции, последовательная форма разрешает ходить фигурами, не имеющими возможности хода в стартовой позиции. Рассмотрим это еще раз на примере начальной позиции: а) пульсирующая приоритетная форма аЗ, Ь4, с4, d3, е4, f3, g4, h4, КсЗ, КhЗ. Кони обязаны сходить, также, как и все пешки. Поэтому если пешка пошла на аЗ, пешка с2 уже не может пойти на сЗ, так как поле сЗ — единственное, доступное коню из стартовой позиции, так как поле сЗ уже занято пешкой. На поле d2 он пойти не может, так как в стартовой позиции хода поле d2 занято пешкой. Остальные фигуры лишены в стартовой позиции хода и не двигаются. Разумеется, играющий мог пойти и сЗ, но тогда пешка а2 должна двигаться на а4, а конь вставать на аЗ. Естественной идеей преодоления некоторой ограниченности искусственного стартового построения является идея старта без фигур на доске с последовательным их выведением (здесь масса вариантов правил и именно вот этот фрагмент был предложен Р. Фишером в качестве ведущего правила игры, носящей ныне его гениальное имя). Ь) пульсирующая не приоритетная форма аЗ, КсЗ, d4, е4, f4, К f3. Здесь некоторые пешки вообще не двигаются. Приоритет снят. Но фигуры ходят по-прежнему только тогда, когда в стартовой позиции они имеют право хода. Поэтому неподвижен слон. Пример последовательной не приоритетной формы дан ранее. В приоритетной форме все фигуры, могущие двигаться, обязаны ходить. Интересна она тем, что требует совершенно особой техники игры: искусство стоять на месте двигаясь (плавающие стойки). Аксиоматика всех этих игр еще требует многих лет и многих умов для своего изучения. Я только наметил некоторые аспекты. Но несомненно одно - перед нами обнажается новый пласт игровой человеческой культуры. И он ждет своих исследователей. Быть может исследовать этот пласт начнете и Вы? Искренне Ваш Алексей Ратушный |